Доступная среда - это безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
Кадуйского муниципального района
«Хохловская средняя школа имени Героя Советского Союза В.П.Лебедева»
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Образование для всех. Именно такая идеология положена в основу понятия «инклюзивное образование». Этот подход исключает любую дискриминацию детей, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Существует восемь принципов инклюзивного образования, которые лежат в основе педагогической деятельности:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем:
администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети инвалиды, либо любые другие дети в возрасте от 0-18 лет, не признанные в установленном порядке детьми инвалидами, но имеющими временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется следующими документами:
1. Международно-правовые документы:
- «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительная ныне на всей территории Российской Федерации.
- Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», сверхзадачей которой по существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальнойстепени актуализирует внимание к проблемам образования лиц с ограниченнымивозможностями здоровья (инвалидов).
- Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
2. Федеральный уровень:
- Конституция РФ;
- «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
3. Региональный уровень:
- Постановление Правительства Вологодской области от 29 декабря 2014 года № 1208 об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) и их родителями. - Постановление Правительства ВО от 21.04.2014 № 323 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказ Департамента образования области от 24 декабря 2014 года № 3055 «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов»
- Постановление Правительства Вологодской области от 21 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья»
- Положение о Координационном совете по реализации проекта развития инклюзивного образования в Вологодской области
(Ознакомление с документами регионального уровня -на сайте Департамента образования Вологодской области).
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗв общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
• индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
• социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его; • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
• психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
• индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
• портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
• компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
• повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
• рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствиис образовательными стандартами;
• тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
• адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения); • адаптивная образовательная среда – оснащение образовательной деятельности ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
• адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
• сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
• ориентация воспитательной системы учреждения на формированиеи развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса. Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации процесса обучения, описываются в
Программе коррекционной работы в образовательном учреждении.
Специальные условия для получения образования детьми-инвалидами (детьми с ограниченными возможностями здоровья), закрепленные в нормативноправовых, регламентирующих и рекомендательных документах, можно условно разделить на несколько групп, определяющих направления работы образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.
Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.
Основные группы условий:
1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации обучения с применением дистанционного обучения.
2. Организационное обеспечение образовательной деятельности, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям учащихся с ОВЗ.
4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики. Таким образом, создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами) связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной среды.
Цель инклюзии — не только интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.
Говоря о психолого-педагогическом сопровождении инклюзивной практики образовательного учреждения прежде всего необходимо понимать, что объектом такого сопровождения выступает не только ребенок с ОВЗ, но и любой другой нуждающийся в поддержке ребенок, ровно как и педагоги и родители. Ядром этого процесса является Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. В состав специалистов ПМПк образовательного учреждения кроме координатора по инклюзии (завуча по инклюзии или старшего воспитателя, руководителя соответствующего структурного подразделения ОУ, психолога, логопеда и дефектолога) должны входить специалисты, которые непосредственно работают с ребенком – воспитатели или учителя, специалисты сопровождения (тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе договора врач).
Локальные нормативные акты:
Паспорт доступности
Для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется стационарный пандус.
В школе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано двухразовое горячее питание.
Рекомендации родителям:
Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ОВЗ
Рекомендации педагога-психолога родителям, имеющим ребёнка с ОВЗ
Советы психолога родителям детей-инвалидов
Рекомендации родителям, книги
В настоящее время в Вологодской области создано образовательное пространство с едиными подходами к предоставлению образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детям-инвалидам.
Приоритеты региональной политики в сфере предоставления качественных образовательных услуг детям с ОВЗ и инвалидам:
• адаптация содержания образования к возможностям обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, развитие инклюзивного образования;
• предоставление мер социальной поддержки при получении образования;
• создание условий для социальной, психолого-педагогической поддержки и реабилитации, адаптации в обществе;
• создание условий для профессионального обучения и среднего профессионального образования;
• повышение уровня доступности объектов образования и услуг в сфере образования, в том числе создание специальных условий для получения всех уровней образования детьми с ОВЗ и инвалидами;
• подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами образования.
В регионе сохранена дифференцированная сеть отдельных образовательных организаций (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации), осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В образовательных организациях функционируют классы (группы), осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Региональное отделение Вологодской области Общероссийской общественной организации «Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет, нуждающихся в представительстве своих интересов (далее - РО ВОРДИ ВО) в рамках проекта «Меняем мир Вместе» открывает Семейную приемную ВОРДИ - службу сопровождения семей целевой группы в решении вопросов по основным направлениям их жизнедеятельности.
Проект направлен на развитие социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и взрослых с ментальной инвалидностью с целью повышения качества их жизни, оказания помощи семьям.
В Вологодской области проект реализуется на волонтерских началах при поддержке ресурсного информационно-методического центра ВОРДИ с 01 февраля 2021 года по адресу: г. Вологда, ул. Галкинская, д. 63 А.
Более подробная информация о данном проекте размещена на сайте
ВОРДИ http://vologda.vordi.org/ https://vk.com/vordivologda
Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию
http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=181
http://www.edu-open.ru/Default.aspx?tabid=267
http://inclusive-edu.ru/inclusion/